05-04-2023
Робототехнике можно научить удаленно при помощи новой цифровой платформы
Специалисты лаборатории автономных робототехнических систем Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН представили цифровую платформу для удаленного управления роботизированными средствами. Ее можно использовать в обучении студентов и школьников, которые хотят стать робототехниками. Подробности в репортаже Артема Сащенко.
Идея создать цифровую платформу для удаленного управления роботизированными средствами появилась в Санкт-Петербургском федеральном исследовательском центре РАН во время пандемии. Тогда было необходимо удаленно взаимодействовать с разными техническими средствами и обучать студентов и школьников, чтобы
они не потеряли навыки, пока действуют ковидные ограничения, а учеба проходит дистанционно. Для этого специалисты лаборатории автономных робототехнических систем исследовательского центра РАН разработали мобильное робототехническое средство с большим количеством разных сенсоров: инфракрасных, ультразвуковых. Также робот оснащен камерами, двигателем и сервоприводом, рассказал руководитель лаборатории Антон Савельев:
“Данное робототехническое средство было разработано, чтобы обеспечить студентам, школьникам и другим заинтересованным лицам взаимодействие с роботизированной платформой и возможность решения обширного круга задач, которые используются в робототехнике. Чтобы обеспечить взаимодействие удаленное с роботом, нами были разработаны серверная часть и клиентская часть с графическим интерфейсом, чтобы пользователи, открывая свой ноутбук, могли перейти на сайт и подключиться к роботу. Дальше сервис предоставляет возможность в режиме онлайн просматривать данные с камеры нашего робототехнического средства и данные сенсорных систем, а также можно ввести код, который будет отправлен на роботизированное средство. И средство будет его исполнять”. В итоге, обучающийся робототехник может прямо из дома подключиться к площадке с роботами и решать задачи, поставленные перед ним преподавателями. Первыми новую платформу начали применять в Калининградском государственном техническом университете. Здесь уже отмечают, что ее можно использовать практически во всех направлениях подготовки студентов. Комплекс уже внедряется в программы обучения программированию и базовым
основам робототехники, а также используется в студенческих проектах. Председатель Российского национального комитета RoboCup Роман Мещеряков отметил, что платформа позволяет использовать не только дистанционные формы управления, но и дополненную виртуальную реальность, чтобы отрабатывать навыки проектирования, программирования, конструирования робототехнических средств, а также участвовать в соревнованиях по
робототехнике.