06-04-2023
Мстёрскую миниатюру можно увидеть в Музее истории религии
Впервые в залах Государственного музея истории религии открылась персональная выставка одного из ведущих мастеров Мстёрской миниатюры Льва Фомичёва. Он известен далеко за пределами страны, а его работы признаны классикой жанра. Елена Медведева с подробностями.
Мстёра – это удивительное художественное направление русского народного творчества, - сложилось в двадцатом веке. Считается, что Мстёра впитала в себя старообрядческие традиции иконописи, голландский пейзажный стиль, орнаментальность персидских миниатюр, традиции изготовления лубочных картин. Из этого многообразия родился самобытный, ни с чем несравнимый народный промысел. И когда говорят о Мстёре, то вспоминают имя Льва Александровича Фомичёва. Этот уникальный мастер, обладатель многочисленных престижных званий и наград, ушел из жизни в 2018 году, но его наследие остается стержнем промысла. На выставке памяти народного художника представлены как его ранние работы, так и произведения последних лет. Свою творческую жизнь будущий мастер лаковой живописи начал еще подростком, в артели «Пролетарское искусство». В 1960 – начале 1970-х годов творчество художника связано с советской тематикой. Во второй половине 1970-х годов Фомичев обратился к темам русской истории, былинам, сказкам, начал использовать иконописные принципы изображения. Жемчужина выставки - созданное в середине 1980-х годов по заказу Государственного музея истории религии и атеизма, - так музей назывался с 1954 по 1991 год, - монументальное панно "Советская наука", рассказывает куратор выставки Елизавета Брук: "Панно входило в серию из шести работ "Советский образ жизни", выполненную живописцами – лаковыми миниатюристами из села Мстёра под руководством Льва Фомичева. Панно были выполнены на разные темы, признанные доказать победу развитого социализма. Работа шла с 1983 по 1986 годы. Заимствованный из иконописи метод позволил Львы Фомичеву создать многоуровневую композицию, в которой разновременные события показаны как одновременные, символически объединенные в одно смысловое послание. В разработке иконографии панно принимали участие сотрудники музея: они отбирали сюжеты, искали фотографии, картины образцы для изображений. В центре – женская фигура, символизирующая науку. На фоне здания Московского университета как символа храма стоят ученые, представляющие собой разные отрасли знания. Верх композиции венчает космическая орбита, по которой движутся советские космические аппараты. На фоне темного пространства Вселенной изображены три космонавта, один из которых держит развивающийся красный флаг. Само панно выполнено на высочайшем художественном уровне".
Выставка представляет ретроспективу работ Льва Фомичева и раскрывает основные этапы его творческого пути. Посетители увидят произведения, выполненные в разных техниках: лаковые миниатюры на былинные и сказочные сюжеты, живопись, графику, эскизы, шкатулки – всего около 80 работ. Источником вдохновения для художника стала родная Мстёра – ей посвящены живописные пейзажи, натюрморты, виды на монастыри. Знаменательно, что последней работой мастера стала единственная написанная им икона с изображением святых воинов - она экспонируется на выставке.