28-04-2023
Метровая кисть Репина и палитра Бродского
Об Илье Репине как о пейзажисте, графике и преподавателе Петербургской Академии художеств рассказывает новая выставка, которая открылась в Музее-квартире Исаака Бродского. Экспозиция повествует также о взаимоотношении двух художников - учителя и ученика. Елена Медведева с подробностями.
В 1894 году Илья Репин стал профессором Петербургской Академии художеств и возглавил одну из живописных мастерских, где преподавал до 1907 года. Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Достаточно быстро между ними установились теплые дружеские отношения, продолжавшиеся до самых последних дней жизни Репина. На выставке представлены произведения и учителя, и ученика, рассказывает хранитель экспозиции и фонда музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», куратор выставки Вера Ловягина: "В экспозиции мы представляем и работы Бродского, поскольку речь идет о взаимоотношениях учителя и ученика. Это, например, портрет Репина, который Бродский написал в Пенатах. Также о их дружбе свидетельствуют фотоматериалы, документы. Так, известно, что Бродский приезжал к Репину в 1932 году вместе с делегацией и уговаривал вернуться В Ленинград, чтобы возглавить создаваемый союз художников. Репин был идеальным кандидатом. Что касается личных вещей, мы выставили уникальные кисти Репина, до метра длинной. Исследователи считают, что он был дальнозорким и это позволяло ему лучше разглядеть холст. Но ведь он работал над масштабными полотнами и это тоже требовало особого инструментария. Есть и личные вещи Бродского - в экспозиции представлена палитра И. И. Бродского из фонда Музея Академии художеств, которую Исаак Израилевич предположительно оставил у Ильи Ефимовича во время одного из сеансов живописи в «Пенатах», где Репин провел последние 30 лет своей жизни". Существовало мнение, что Репин не был достаточно скрупулезным педагогом и не имел особой системы или метода преподавания, тем не менее, для воспитанников он являлся непревзойденным авторитетом. Мастер не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Он учил их постигать суть искусства. Через мастерскую Репина прошли многие выдающиеся художники: Билибин, Грабарь, Кустодиев, Остроумова-Лебедева. Экспозиция объединила более 30 предметов из коллекции Музея Академии художеств, в том числе – редко выставляемые работы Репина. Несмотря на то, что он больше известен как художник портретного и исторического жанров, ему принадлежит и большое количество прекрасных пейзажных произведений. Одна из хрестоматийных работ – холст «Какой простор». На выставке представлен эскиз к этому полотну. Также можно увидеть его пейзажи: «В долине Помпеи», «Неаполитанский залив ночью», «Нормандский берег», выполненные автором в 1873-1874 годах во время пенсионерской поездки художника после окончания Академии художеств. Где бы Репин ни находился, у него всегда под рукой был карманный альбом и карандаш для того, чтобы иметь возможность выполнить набросок интересного типажа или пейзажа. Можно увидеть альбом художника за 1898 год, в котором представлены его рисунки, наброски и заметки, сделанные им в Константинополе.