01-06-2023
Проекты государственного герба СССР, банкнот и облигаций 20-30-х годов прошлого века на выставке в Музее истории денег
Новая выставка посвящена творчеству художников и продукции Гознака 1920-х–начала 30-х годов. Именно тогда происходило становление дизайна советских государственных знаков и символики. В составе экспозиции – работы известных мастеров, как реализованные, так и оставшиеся невоплощенными. Елена Медведева побывала на выставке.
1920-е годы – это насыщенный и плодотворный период в истории Гознака. Дело в том, что сразу после революционных потрясений требовалось производить огромные объемы продукции - зачастую в ущерб качеству и дизайну. Но уже в начале 20-х появилась возможность обратиться к художественной составляющей, подумать о качестве. Именно этот период можно считать годами подлинного рождения Гознака. В штат были приняты новые художники, которые разрабатывали эскизы банкнот, облигаций, почтовых марок, государственных знаков и символики. Несмотря на жесткие рамки, предъявляемые к изготовлению этой продукции, в которых работали мастера, им удавалось показать свою индивидуальность и талант, отразить новое время, создавать настоящие произведения искусства, рассказал начальник отдела выставочно-экскурсионной деятельности музея Андрей Богданов: "Конечно, на продукции не могли не появиться гербы, другая государственная символика, но что касается идеологического прессинга на художников – вряд ли такое было. Они хотели отразить свое время, героев своего времени – рабочих, крестьян. Так, например художник Дреер создал банкноты с изображением крестьян и рабочих, но это были просто портреты людей с улицы, совершенно не плакатные и, конечно, это не могло быть напечатано. В 1922 году Шадр по заказу Гознака вылепил скульптуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля – специально для того, чтобы поместить их изображения на денежные знаки, почтовые марки, платежные обязательства и другую продукцию. Они стали своеобразными символами. Сто лет назад – в 1923 году – были выпущены первые денежные знаки с изображениями скульптур работы Шадра. Эти денежные знаки, а также фотографии, эскизы и пробные варианты банкнот с изображениями скульптур представлены на выставке".
Сто лет назад, в 1923 году, на Гознаке был разработан и утвержден государственный герб Советского Союза. На выставке впервые показаны как предварительные, так и финальные эскизы художников. Большинство представленных эскизов так и не были реализованы, многие – показаны впервые широкой публике. Среди экспонатов, например, неутвержденные эскизы почтовых марок 1918 года работы Натана Альтмана, эскизы бумажных денежных, облигаций государственных займов, лотерейных билетов Осоавиахима других замечательных мастеров. Отдельная витрина посвящена самым смелым идеям художников, рассказал Андрей Богданов: "Несмотря на то, что в названии выставки есть слово Авангард, авангардных работ здесь немного и мы отдали им отдельную витрину, чтобы показать максимам того, что художники могли сделать в рамках этой работы. Это работы художника Волкова, очень красивая электростанция изображена, но она не могла появиться на банкнотах, конечно, в силу технических требований. Есть работы художника Пашкова. Геннадий Пашков был одним из братьев Пашковых, которые до революции расписывали храмы и в его работах можно что-то такое углядеть – сочетание. Очень красивое стилей. А вот Ленин, совершенно не канонический портрет". Специально к открытию выставки на Санкт-Петербургском монетном дворе были отчеканены памятные жетоны. На них впервые воплотили в металле ранее неосуществленный проект советской монеты, созданный скульптором Иваном Шадром на основе его знаменитых монументов.