07-11-2023
В Российском этнографическом музее открылась выставка "По платью видно, кто идет"
Она представляет экспонаты из коллекции Псковского музея-заповедника. Это костюмы, украшения, образцы ткачества и вязания малочисленного народа сето. Всего представлено более восьмидесяти подлинных предметов – настоящих раритетов конца 19-начала 20 веков. Елена Медведева расскажет подробности.
В Печорском районе Псковской области и на юге Эстонии расположена Сетомаа, т.е. земля сето – культурно-исторический ареал традиционного проживания этой малочисленной финно-угорской этнической группы. Сето официально признан коренным малочисленным народом России и сохранил свой язык, традиционный костюм, песенную традицию. В Российский Этнографический Музей привезли из Пскова предметы, иллюстрирующие быт этой самобытной народности. Настоящее украшение выставки - несколько комплектов костюма сето – женский, мужской и девичий, рассказала куратор выставки, старший научный сотрудник отдела хранения фондов Псковского музея-заповедника Ирина Галицкая: "С конца 19 века женщины сето носят глухой косоклинный черный сарафан, близкий по покрою псковско-новгородским формам одежды, рубаху с пышным рукавом, собранным в сборку у манжеты и украшенным широкой тканой вставкой посередине. Черный сарафан отделан красной каймой, он с очень высоким вырезом по шею. Рубаха делалась из льна, с вышивкой и вставками в рукав, который состоит из трех частей. Это очень красиво сочетается. Девичий костюм отличается от женского головным убором, как и во многих культурах. Девичий украшен жесткой повязкой с яркой вышивкой, а женский состоит из полотенца - линника, украшенного на конце реже - вышивкой или вязанием. Он так и назывался - полотенчатый головной убор, с тканым узором на концах или не украшенный. Длинный до пят, его продевали под пояс. У нас целая витрина посвящена линникам – это разнообразные вязанные узоры, один образец с вышивкой. Этот костюм вряд ли спутаешь с русским костюмом".
Невозможно спутать с костюмом другой традиции и мужской костюм сето, который состоит из вышитой рубахи-косоворотки, клетчатых или полосатых портов, яркого вышитого пояса, обязательной шляпы или картуза, рассказала Ирина Галицкая: Но обувь по будням была как и у соседей – русских крестьян: лапти. Но на рубеже веков это были у женщин фабричные ботиночки, у мужчин сапоги или порши, по будням. Настоящее украшение нашей выставки – тканые полотенца, которые использовались для украшения икон. Это настоящие произведения искусства до трех метров длиной". Украшения также создавали неповторимый ансамбль костюмов народа сето. На выставке представлена традиционная массивная цепь, которая и сейчас составляет элемент праздничной одежды у женщин, и браслет. Выставка сопровождается копиями акварелей псковской художницы Анны Калашниковой-Роот, которая работала в середине прошлого века и в своем творчестве уделяла особенное внимание костюмам, украшениям и предметам быта сето. Эти детали точно отражены в ее произведениях, и в этом их ценность.
Специально к выставке дизайнер Анна Гашицкая создала серию раскрасок для детей, где представлены женщины и мужчины народа сето в национальных костюмах, сцены из акварелей Анны Калашниковой-Роот, которые можно увидеть в залах экспозиции, закладки для книг с орнаментами поясов, полотенец и линников из состава экспонатов выставки.