23-05-2023
Игры культур в Российском этнографическом музее
Там открылась выставка "Мужское и женское в одежде народов Евразии". Подлинные костюмные комплексы из собрания музея демонстрируют, чем отличались женский и мужской костюмы и чем они были схожи. Рассказывается и о том, когда в традиционной культуре разрешалось носить одежду противоположного пола. Елена Медведева продолжит.
Представлено 250 уникальных экспонатов из фондов музея, многие из которых никогда не демонстрировались. Это будничная и праздничная одежда, аксессуары, а также костюмы ряженых. У каждого народа существовали свои традиции, приуроченные к разным календарным праздникам и обрядам жизненного цикла. Только тогда и допускалось использование одежды противоположного пола. Во время обрядовых представлений надевали костюмы, которые носили маргинальный характер, имели гипертрофированную форму и рассматривались как символы игры, перевоплощения, говорит куратор выставки, заведующая отделом этнографии Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы Наталья Калашникова: "Наша выставка о том, что существовала обычная одежда, которую носили мужчины и женщины, в будни - своя, в праздники - своя. Но были еще ритуалы и праздники, когда разрешались, мужчинам, в первую очередь, всякие вольности и рядиться в женскую одежду, при этом произносились правильные речи, танцы исполнялись. Но заканчивался ритуал, одежда снималась и все возвращалось в норму. Мы показываем одежду ряженых – вот из западной Украины, Карпаты, молодые мужчины рядились и разыгрывали целые представления. Вот костюмный комплекс персонаж имеет ведро на голове. Вот Вепсы и Карелы, мы их никогда не показывали, мужчина переодевался женщиной, женщина – мужчиной. Праздник заканчивался и никогда в обычной жизни не разрешалось одевать одежду противоположного пола".
Традиционная мужская и женская одежда имела общие черты в конструкции, различаясь деталями, разнообразием материалов, цветовой гаммой, приемами и мотивами декора. При этом мужские и женские костюмы могли иметь одинаковые конструкции головных уборов и обуви, отметила Наталья Калашникова: "Шведы, живущие на Балтике здесь представлены, крой их верхней одежды схож, но различается в декоре, вот Эвенки, комплекс среднеазиатских халатов, народы Сибири очень схожи, но имеют существенные различия – вот застежка сделана по разному. Тут мы показываем свадебные костюмы народов Поволжья, Мордвы, когда жениху разрешалось надевать элементы невестиного костюма, пояс, нагрудное украшение, платочек на плечи накинуть. Но в обыденной жизни он такого себе не позволял, конечно. Уникальность выставки в том, что на приоткрывает неизвестные страницы традиционной культуры". На выставке показана композиция из трех стилизованных этнических образов молодого дизайнера Лики Саральп, выполненная на основе изучения черкесских костюмов из собрания Российского этнографического музея. Два образа отражают основные черты традиционной мужской и женской одежды. Третий – дизайнерская иллюстрация игрового антропоморфного персонажа "Ажэгъафэ" — в переводе "ряженый". Выставка дополнена информационными материалами и архивными фотографиями.