В русской культуре пиво выступает как инструмент сближения, создает ситуацию общения и диалога. В традиционной культуре место приготовления общинного пива носило сакральный характер и располагалось обычно в особом месте - у храма, на краю селения, на вершине холма, на берегу реки. В самом процессе приготовления пива особое место занимают операции по его «оживлению». Поведение людей при варке пива было жестко регламентировано мифологическими предписаниями и запретами, о чем свидетельствуют представленные на выставке фольклорные тексты и иллюстративный материал, говорит сотрудник российского этнографического музея, куратор выставки, Дмитрий Баранов. По его словам, пиво - это не будничный, не простой напиток, и приготовление и употребелние его носило ритуализованный характер, приуроченный либо к празднику, либо к какому-нибудь другому значимому событию в жизни человека. Сейчас идет профанация потребления пива как напитка, а в традиционной культуре его потребление было жестко регламентировано. Сам процесс приготовления - целый ритуал, насыщенный магическими словами, фольклорными текстами. Рецепты носят мифологизированный характер, полный всяких заговоров. Зачастую рецепт приготовления пива знали только старики. Семантика пива во многом определялась главной составляющей - хмелем. Выставка состоит из трех тематических разделов. Первый посвящен варке пива,например, представлены медные чаны, привезенные из Енисейской губернии в начале 20 века для варки кануна - церковного пива для общинного праздника, варившегося в складчину. Показана бочка-дошник, там варилось сусло с помощью раскаленных камней и тут же огромное корыто, куда это сусло выливалось для охлаждения. Эти вещи привезены этнографами 10 лет назад из Новгородской области, так что еще недавно пиво там варилось дедовским способом. Показан богатейший спектр посуды для хранения, разливания, подачи и питья пива - от старинной до современной. Помимо русской традиции представлена прибалтийская и прибалтийско-финская традиция варения пива. Единичными экземплярами представлена поволжская традиция, сохраняющаяся до сих пор, где пиво - жертвенный ритуальный напиток. Раздел Кавказа разрушает стереотип этого края как винодельческого. Карачеевцы, осетины, некоторые дагестанские и грузинские народности варили пиво, также употреблявшееся в особых ситуациях и святилищах.