30-01-2023
Иконы эпохи гонений на церковь показаны в Музее истории религии
Выставка, представляющая иконы советского времени, открылась в Музее истории религии. В экспозиции - уникальные религиозные артефакты эпохи гонений - самодельные молельные образы, которые подпольно изготавливались мастерами, а также иконы, которые начали создавать уже после Великой Отечественной Войны, когда разрешено было открыть иконописные мастерские. Елена Медведева – с подробностями.
Экспозиция включает более 70 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени Российского Государственного Гуманитарного Университета в ходе экспедиций. Это целый ныне исчезающий пласт православной культуры, уникальные предметы, которые рассказывают о том, как в эпоху борьбы с религией, верующие пытались сохранить свое благочестие. В советское время многовековое развитие религиозного искусства и ремесел было прервано. Но традиции не исчезли полностью: верующие, которых было немало, нуждались в молельных образах, и поэтому не могли не появиться мастера-кустари, которые начали создавать иконы тайно. Фотографии, хромолитографии украшались подручными материалами, рассказывает научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Дмитрий Доронин: "Что было в деревнях? Лыко. Оно прокрашивалось, делалось нечто похожее на бумагу и этим украшались первые советские самодельные иконы, делались из него цветы. Дальше в деревнях стала появляться фольга от конфет, чая и сигарет. Эту фольгу иногда собирали всей деревней и относили к мастерице- образовнице, для того, чтобы кому было нужно, сделать ту или иную икону. Особенная нужда была в венчальных иконах. Священников и церквей не было, но обряд в усеченной форме сохранялся. А для благословления молодых нужно было как минимум две иконы".
Фотографы тайно тиражировали изображения – от старинных икон до художественных картин на религиозные сюжеты. Сельские художники-оформители писали образы святых на картоне. С заводов выносили фольгу и другие материалы. Кстати, для украшения и изготовления икон идеально подходила фольга для молочных бутылок. Инструменты и материалы, которые использовали мастера, бывали совершенно неожиданными: от ружейных патронов, которыми теснили орнаменты, до пионерских галстуков. Кроме образцов таких икон, на выставке можно увидеть различные инструменты и материалы. Дополняют выставку предметы из собрания музея истории религии, рассказала его сотрудник Светлана Семенова: "Представлены антирелигиозные плакаты, на которых иконописные традиции перенесены в советскую иконографию. Например, есть плакат 1920-го года, времен гражданской войны «Слава советским воинам», где изображены красноармейцы на летящих конях. И с помощью пик, что очень странно, и винтовок, они побеждают интервентов. Иконография та же самая, как на древних иконах Георгия Победоносца и Архангела Михаила грозных сил воеводы. Только вместо храмов – кремль, а вместо святых и евангелия – советские лозунги. Это очень хорошо знакомые образы, вдохновляющие на борьбу с неприятелем".
В ближайшие десятилетия большинство икон, как и их создатели, уйдут, а вместе с ними исчезнет целый пласт религиозной культуры советской поры. Тем более интересен этот выставочный проект, которые впервые так масштабно и подробно представляет советские иконы. Они представляют собой не только уникальный социальный и культурный феномен, но и пример наивного религиозного искусства.