20-02-2024
"Новые загадки картин Леонардо да Винчи"
Выставка с таким названием открылась в Пикетном зале Эрмитажа. Это совместный проект Эрмитажа и Музея христианской культуры. Она знакомит с последними находками в изучении художественного наследия одного из величайших художников в мировой истории. Цель выставки — заложить основу для дальнейших научных исследований и публичных обсуждений наследия художника. Елена Медведева продолжит.
Впервые широкой публике представлены две работы из собрания Музея христианской культуры, связанные с именем Леонардо, — это "Битва при Ангиари" и "Мадонна в скалах". В состав экспозиции также вошла картина «Ангел» из коллекции Эрмитажа. По мнению ряда исследователей, над этими полотнами мог работать сам Леонардо да Винчи - на их связь с именем великого художника указывают исторические документы, анализ живописной манеры и результаты рентгенографии. Однако выставка-дискуссия лишь приоткрывает завесу тайн леонардоведения, отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: "Эрмитаж в очередной раз предъявляет музейному миру выставку‑дискуссию. Представленные на ней картины, по мнению специалистов, созданы с участием самого Леонардо да Винчи. Новейшие методы реставрации, технологических исследований и современной визуальной экспертизы вместе с недавно открытыми документами позволяют многим итальянским и российским искусствоведам видеть участие Леонардо в работах, традиционно относимых к категории "леонардесков"". Представленная картина из собрания Музея христианской культуры содержит центральную сцену росписи "Битва при Ангиари", над которой Леонардо работал во Флоренции в начале 16 века. Среди всех известных вариантов - доска из собрания Музея христианской культуры занимает особое место. Основой панели является тополь, который использовался живописцами эпохи Возрождения. Подготовительный рисунок выполнен левой рукой без предварительного эскиза – а Леонардо да Винчи был левшой. Картину "Мадонна в скалах" Леонардо написал в 1483–1484 годах как алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия в церкви Сан Франческо Гранде в Милане, однако вскоре она оказалась во Франции. Документы, свидетельствующие о работе Леонардо вместе с учениками над третьей версией "Мадонны в скалах", были обнаружены только в конце 20-го века. Считается, что эта картина не дошла до наших дней. Однако после недавней реставрации петербургской "Мадонны" несколько исследователей высказали предположение, что она могла быть той самой третьей версией. Картина «Ангел» поступила в императорскую коллекцию Эрмитажа в 1886 году как работа Леонардо, но вскоре она уже считалась копией. Однозначно определить автора мешает состояние полотна. Толстый слой желтого лака почти полностью скрывает изображение. Многие тайны этих картин, в том числе их связи с великим Леонардо да Винчи, еще только предстоит раскрыть. О развитии художественного стиля мастера посетителям выставки расскажут современные цифровые технологии. Очки виртуальной реальности и видеопроекция в Пикетном зале дадут возможность по-новому посмотреть на художественное наследие гениального Леонардо.