20-09-2022
Стартовали праздничные мероприятия, посвящённые 115-летию петербургского трамвая
Петербургскому трамваю исполняется 115 лет. Праздничная и деловая программы стартовали сегодня в Горэлектротрансе. Торжества начались с открытия молодежного марафона «Электротранспорт Петербурга: будущее уже наступило». На него пригласили 100 студентов ведущих петербургских вузов. С подробностями Вячеслав Чуманов.
Регулярное движение электрического трамвая по улицам Петербурга открылось 29 сентября 1907 года. Хотя зимой по льду Невы трамваи на электрической тяге ходили к тому моменту уже 10 лет. С той поры принцип движения не изменился. А вот сами трамваи стали другими. Это касается не только уровня комфорта для пассажиров. На улицы вышли составы, которыми управляют системы искусственного интеллекта. Это позволяет уже сейчас обходиться без вагоновожатых. Об этом студентам на просветительском марафоне в Экспозиционно-выставочном комплексе городского электрического транспорта рассказал зампред Комитета по транспорту Ренат Ягудин: «В Петербурге появился новый подвижной состав, который уже способен двигаться без вагоновожатого. Не будущее ли это? До 28 года мы должны поменять подвижной состав, чтобы получить качественно новый электротранспорт. Важно проводить эту работу комплексно. Нужно развивать и инфраструктуру: рельсовое хозяйство, тяговые подстанции, контактные сети. Необходимо повышать эксплуатационные скорости, чтобы трамваи и троллейбусы не стояли в пробках, а двигались быстрее, чтобы стать для пассажиров максимально привлекательными». Сейчас в Петербурге пять трамваев могут работать в беспилотном режиме. А до конца года их станет уже 200, заявила генеральный директор компании-разработчика самообучающихся систем управления наземным транспортом Ольга Ускова. Она пояснила, что искусственный интеллект решал задачу по реагированию на препятствия на примере фотографии на альбоме группы "Beatles", где музыканты друг за другом переходят улицу: «Первый случай распознавания людей на путях был сделан на основании этого сюжета на фотографии на альбоме. Поэтому мы считаем Beatles испытателями наших систем на наземном транспорте. Эта система российского производства, искусственный мозг для трамваев, помощник вагоновожатого. Система принимает на себя функцию управления трамваем, распознаёт препятствия на путях: людей, машины. Т.е. это полноценный водитель, который в определённые моменты принимает экстренные решения, когда человек не успевает среагировать. Это и есть искусственный мозг трамвая, новый ум наших машин. Питер здесь пионер». В честь 115-летия петербургского трамвая, грандиозный праздник пройдёт в субботу 1 октября в Александровском парке. На площади перед театром «Балтийский дом» выступят артисты. А на Кронверкском проспекте в парадном строю встанут раритетные трамваи. Главной премьерой выставки станет специально отреставрированный к юбилею трамвайный вагон 1931 года по прозвищу «Хозяин». Прозвище вагон получил за многолетнюю работу буксиром на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Там же можно увидеть и другие экспонаты раритетной коллекции: вагон конки, легендарный ЛМ-33 «Американка», ЛМ-57 «Стиляга», трамвайный поезд «Слон», а также редкие на парадах гости - грузовой моторный вагон и трамвай-кран производства завода «Красный Путиловец».