31-01-2023
В Русском музее продолжается реставрация шедевра Маковского
Подходят к концу работы по восстановлению масштабного полотна Константина Маковского "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге". Произведению потребовалась масштабная реставрация – его возраст составляет более 150 лет, кроме того, картина много ездила по выставкам и была в эвакуации, что не могло не отразиться на состоянии полотна. После реставрации публика увидит картину на Масленицу. Елена Медведева расскажет подробнее.
Картина "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" - один из первых экспонатов Русского музея, она поступила туда в 1897 году из Гатчинского дворца. Константин Маковский создал полотно в 1869 году. За свой шедевр, а также за некоторые другие работы, художник получил звание профессора живописи. Кроме того, что процесс старения картины давал о себе знать, многочисленные прошлые реставрационные вмешательства были не слишком удачными и только усугубили ее сложное состояние. Так, заделка тридцатисантиметрового прорыва, под который приклеили заплатку из холста. привела к образованию на поверхности шедевра большого бугра. Попытки усилить края картины с помощью клея стали причиной дальнейшего ухудшения состояния основы. Пигменты картины пожелтели, а последующие записи из-за разницы в тоне искажали авторскую живопись. Сейчас реставраторы успешно устраняют эти ошибки, рассказала заместитель директора Русского Музея Ольга Бабина: "Художник использовал самые яркие и сочные краски для того, чтобы передать ощущение праздника, создать целую галерею образов. И вот из-за пожелтевшего лака тон картины изменился, снег стал желтым, небо тоже. Из-за этого перспектива и глубина картины исчезла. Выяснилось, что художник неоднократно переписывал и дорабатывал картину, что в дальнейшем плохо сказалось на состоянии основы. Появились кракелюры и холст провис. Все это было устранено, холст укреплен. Убраны трещины красочного слоя. Сейчас специалисты убирают лак и позднейшие записи и стал провялятся первоначальный замысел художника, яркие краски, оттенки, картина приобрела совсем другую энергетику праздника". Идет процесс восстановления и оригинальной рамы, которая поступила в Русский музей вместе с полотном. В 2010 году из-за плохой сохранности она была заменена на временную. Реставрация рамы 19 века также требует больших усилий, так как на ней образовались сколы и трещины, повреждено золочение, лепной и резной декор, говорит Ольга Бабина: "Над восстановлением рамы работает целая бригада из профессиональных реставраторов из пяти человек. Специалисты Русского музея расчищают загрязнения, укрепляют основу и восполняют утраты, чтобы максимально приблизить вид рамы к первоначальному замыслу художника". В Русском музее пообещали, что любимое публикой произведение Маковского успеют восстановить к масленичной неделе. Шедевру посвятят отдельную выставку, где посетителям покажут весь процесс реставрации. Специалисты проведут цикл мастер-классов для студентов профильных вузов, трансляцию лекций для широкой аудитории. Также будет создан фильм об истории реставрации знаменитого произведения.