06-03-2023
К Международному женскому дню в РНБ подготовлена необычная выставка
Выставка, посвященная истории отечественной парфюмерии открылась в Главном здании Российской национальной библиотеки. Экспозиция впервые представляет красочные афиши 19-20 веков, а также позволяет ощутить старинные ароматы, воссозданные петербургскими парфюмерами. Елена Медведева побывала на выставке.
19 век был периодом расцвета парфюмерной отрасли, когда духи, созданные в России, признавались, наравне с французскими, одними из лучших в мире. Знаменитые бренды того времени были востребованы членами императорской семьи, получали высокие оценки и награды на всемирных выставках, были известны далеко за пределами страны. С 1917 года производство духов пошло на спад. Только в период НЭПа парфюмерное дело вновь стало набирать силу. В 1922 году был образован Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности, получивший сокращенное название "ТЭЖЭ". Рекламные плакаты и афиши из фондов РНБ рассказывают об этих этапах развития отрасли и представляют продукцию лучших парфюмеров и производств как в 19, так и в 20 веке, рассказывает куратор выставки Дина Алешина: "Представлены плакаты легендарных парфюмерных фирм, производств, таких как Жукова, Чепелевецкого, Брокара, Ралле, Ауриха, Остроумова, Сиу, здесь есть афиши в виде вееров, саше – надушенные плакаты и многое другое. Есть плакаты также треста ТЭЖЭ, который стал преемником парфюмеров дореволюционной России. Жемчужины выставки - рекламный плакат и флакон из под одеколона «Северный», созданные по дизайну Казимира Малевича в начале в 1908 году для фирмы Брокар. Малевич сам разрабатывал дизайн флакона и флакон из частной коллекции".
Из частных коллекций на экспозиции представлены и другие раритеты - флаконы и фотооткрытки. Это совместный проект РНБ и Гильдии парфюмеров России. Как рассказала президент Гильдии Оксана Чернышова, специально к выставке были воссозданы ароматы 19 века, которые доступны для дегустирования: Это серия "Придворный парфюмер". Мы нашли рецептуру 19 века в архивах, эти формулы никогда не были в широком доступе и поэтому очень ценны. Нам стало интересно, как пахли люди в 19 веке, чем отличались ароматы. и они действительно отличались как ароматами, так и технологиями. Мы воссоздали эти необычные, но очень интересные и современные до сих пор ароматы. они разные. предлагаем прийти и попробовать".
Ощутить атмосферу конца 19 века можно и с помощью музыки –прослушав записи знаменитой певицы Антонины Неждановой, которая, кстати, была поклонницей парфюмерной продукции фирмы Остроумова, очень популярной в то время.