17-06-2025
Произведения Пиросмани и Церетели на выставке в Музее Fкадемии художеств
Масштабная межмузейная экспозиция, посвященная творчеству двух знаменитых художников - Нико Пиросмани и Зураба Церетели - открылась в Музее Академии художеств. Произведения этих выдающихся мастеров представили на выставку Эрмитаж, Третьяковская галерея, музей искусства народов Востока и другие крупнейшие российские культурные институции. Елена Медведева расскажет подробнее.
Выставка в Парадных залах Музея Академии художеств дает возможность познакомиться с творчеством двух ярчайших мастеров, акцентирует внимание на преемственности национальных традиций в самом глубоком их понимании. В работах этих художников, несмотря на яркую индивидуальность каждого и разность эпох, в которые они жили и творили, читаются общие черты: наполненность ярким этническим колоритом Грузии, постоянный поиск способов самовыражения. И хотя Нико Пиросмани не получил классического художественного образования и относится к наивному направлению искусства начала 20 века, его творчество оказало значительное влияние на Зураба Церетели, который считал Пиросмани величайшим художником. Выставочный проект призван отразить это созвучие. В его рамках удалось собрать 18 работ Нико Пиросмани из российских музеев и 60 произведений Зураба Церетели, отметил директор Музея Академии художеств Алексей Мудров: "Мы собрали все работы Пиросмани, которые находятся в государственных музеях России. Представляем работы Зураба Константиновича, рассказываем о нем, как о живописце. И впервые, наверное, представляем ранние его работы, в том числе дипломные работы. Это 1958-й год. Это диалог двух великих мастеров, диалог выдающихся монументальных судеб. Оба овеяны какими-то легендами, мифами. С одной стороны, вот такая крупная яркая судьба у Церетели и более драматичная у Пиросмани. Но их жизнь прошла под манифестом "Искусство ради искусства", и вот это их безусловно объединяет, так же как огромное внимание к национальным чертам, национальным сюжетам".
Необычные работы Пиросмани, созданные в характерном для художника-примитивиста лаконичном стиле, стали одним из ярких явлений живописи того времени. Написанные на картоне и черных клеенках картины: застолья, сцены сельского труда, портреты людей и изображения животных, составляют яркое повествование о самобытной культуре Грузии, рассказывает заместитель директора Музея Академии художеств Валентина Федоренко: "К сожалению, про Пиросмани мы знаем очень мало, поэтому специалисты вывели очень условную хронологию его работ, деля ее по технике. То есть, самые ранние работы он писал на холсте маслом, это до начала 1900 -х, потом это была знаменитая клеёнка, та самая легендарная. Большое заблуждение, что он использовал кухонные клеенки, когда он приходил в Таверну, и под влиянием вдохновения снимал их со стола и начинал писать. На самом деле это очень красивая легенда, на самом деле это было не так. Это была специальная техническая клеёнка, довольно дорогая, которую он покупал в художественных магазинах, и он использовал ее фактуру, ее черный цвет. И писал по черному цвету уже светлыми красками. И третьей период, когда в 1914-м году начинается первая мировая война, заказов нет, денег на материалы тоже, и он начинает писать на картоне, который намного дешевле, пытаясь его грунтовать в черный цвет. И у нас есть две работы, выполненные на клеенке. Это его легендарный характерный материал, и это сюжеты пиров – чем так знаменит Пиросмани".
Той же глубинной и яркостью проникнуто искусство и Зураба Церетели. Несмотря на то, что художник в своем творчестве необыкновенно расширяет круг мотивов и стилистических поисков, - самобытные традиции родной страны остаются одним из многочисленных, и, возможно, самых значительных источников, в которых черпал вдохновение мастер. Это нашло отражение в ряде работ, представленных на выставке.