29-07-2021
О том, как пейзаж завоевал скульптуру, показано на выставке в Русском музее
Необычная выставка под названием "Пейзаж в скульптуре и скульптура в пейзаже" открылась в Мраморном дворце Русского музея. 100 скульптурных и 40 живописных произведений из собрания музея, частных коллекций и мастерских художников Петербурга и Москвы впервые представляют такой традиционный жанр как пейзаж в необычном аспекте. Елена Медведева - с подробностями.
На протяжении веков пейзаж появлялся лишь в живописи и графике, а в скульптуре - как элемент фона в рельефах. Двадцатый век вывел его из рамок двухмерного пространства бумаги и холста в трехмерность пластики. На подготовку масштабной выставки, которая расположилась в семи залах Мраморного дворца, ушло пять лет. Сотрудники музея тщательно отбирали работы, посещали мастерские художников, искали новых, талантливых авторов. Многие из них выставляются впервые. Экспозиция, которую ее куратор, заведующая сектором современной скульптуры Елена Василевская назвала одной из самых необычных, позволяет зрителям по-новому оценить роль пейзажа в современном искусстве: "Действительно, пейзаж был прерогативой живописи и графики до сих пор. Но мы показываем и ретроспективу - работы 60-х 70-х годов из наших фондов, когда точечно стали выходить работы, трехмерно изображающие пейзаж. Такие как рельеф Волкова "Деревня" или "Пейзаж" Нины Жилинской. Но современные художники так много размышляют на эту тему, что можно говорить о тенденции. Разные техники, разные подходы. Новации, которые внес 20 век в искусство - абстрактное формообразование, коллажные принципы построения композиции, использование новых технических средств (видеоарт, аудиоэффекты) - не обошли стороной и пейзажный жанр. В залах - города, поля, есть философские работы, даже религиозная тема затронута. Фантасмагорические пейзажи очень интересны".
Тревога за промышленное загрязнение воздуха звучит в работе Постникова "Туча над заводом", в композиции Михалёвой - руины, аллегория бренности существования. Совсем другое настроение у произведений Гориславцева "Спящий город" и "Отражение" - это лирическое любование архитектурой Петербурга. Многие скульпторы обратились к природным явлениям, включая зрителя в любование ими. Один из залов полностью посвящен теме скульптуры в пейзаже, где она перестает быть фоном и задает эмоциональный строй всей картине. Произведения старых и новых мастеров представлены рядом, показывая развитие тематики скульптуры в пейзаже.