29-09-2021
В Царском селе воссоздают личные покои Екатерины Великой
Сложнейшие комплексные восстановительные работы ведутся в восьми залах Зубовского флигеля. Эти помещения сотрудники музея называют одной из последних ран Великой Отечественной войны. Елена Медведева продолжит тему.
Восемь интерьеров – личных покоев Екатерины Второй, - были созданы в 18 веке Камероном и Кваренги и считаются шедеврами эпохи классицизма. Синий, Зеркальный и Серебряный кабинеты, опочивальня, Купольный и Китайский залы, туалетная и Рафаэлевская комнаты – именно в них протекала жизнь императрицы. В их отделке использовались цветное стекло, золоченая бронза, серебро, фаянсовые плакетки, мастика, живопись, китайские лаки. Все это великолепие было полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны. По словам Заместителя директора по реставрации ГМЗ "Царское Село" Натальи Кудрявцевой этот сложнейший и дорогостоящий проект в музее долго не удавалось осуществить, он оставался мечтой многих поколений музейщиков Царского Села: "Мы очень рады, что нам удалось приступить к этой работе. И, может быть, нам не все удастся восстановить, так как это сложнейшие технологии, требующие многих опытов и особого подхода к изготовлению, но тем не менее мы работаем изо всех сил". Основой для восстановления интерьеров служит бесценный иконографический материал: акварели, фотографии довоенного времени, а также коллекция автохромов, выполненных в 1917 году. Перед музейщиками стала непростая задача по поиску решений и методов воссоздания различных элементов декора. Сначала эти методы отрабатывались в реставрационных мастерских. А мастерам пришлось столкнуться с новыми технологиями. Но уже выполнены образцы декора из полихромной керамики, золоченой бронзы, цветного стекла. Восстановлен чудом сохранившийся подлинный паркет Зеркального кабинета, отреставрированы колонны с росписью для Купольного зала, где восстанавливается сейчас лепнина, стены помещений подготовлены к монтажу убранства, местами оно уже началось, говорит Наталья Кудрявцева: "Мы воссоздаем интерьеры с нуля. Ведь тут все было разрушено, а после войны еще и были сделаны бетонные перекрытия, что исказило пространство. И мы даже не рассчитывали найти тут что-то подлинное. А самый трудный с технологической точки зрения Китайский зал был украшен каноническими восточными сюжетами. И чтобы добиться там полной аутентичности, мы обратились за помощью к китайским художникам". Полностью завершить реставрацию планируется к 2023 году.