14-04-2022
"Радость Пасхальная" в Российском этнографическом музее
Пасхальным традициям православных и католических народов Европы посвящена выставка, открывшаяся Российском этнографическом музее. Она охватывает христианский праздничный цикл от Вербного воскресения до Троицы. В экспозиции – уникальные памятники традиционной культуры конца 19 – начала 20 века. Елена Медведева с подробностями.
От Пасхи до Троицы у всех народов непременным атрибутом, знаменующим победу над смертью, являлись пасхальные яйца - крашенки, писанки. И на выставке впервые очень широко представлены разнообразные расписные яйца первой половины 20 века. Приоткрываются секреты их изготовления: можно увидеть инструменты и даже натуральные красители – яблочную кору, дававшую желтый цвет и штук-розу, дававшую черный. Также впервые показан комплекс предметов пасхального цикла, характерных для словаков. Уникален образ Морены – символа смерти, рассказывает сотрудник этнографического музея Елена Дьякова: "Морена – чучело из соломы, одетое в женскую рубаху, платок, передник и украшенное выдутыми куриными и гусиными яйцами, это и бусы и гирлянды. Его носили девочки и девушки по домам, с различными песнями, присказками, хозяева их одаривали и считалось, что Морена уносит из дома все плохое. Потом ее уносили за село, разрывали. топили или сжигали, также с присказками, призывающими весну и всякое благополучие. Считалось, что Морена должна отдать Святому Георгию ключи, чтобы он отомкнул землю и началась весна. Возвращались в село уже с украшенным пасхальным деревом – символом Пасхи". Представлено и само пасхальное деревце, украшенное расписными яйцами, оно является центральным экспонатом выставки. В список культурного наследия Литвы включены композиции из раскрашенных сухоцветов, знаменитые вильнюсские вербы. Эти маленькие произведения искусства - один из важнейших атрибутов католической Пасхи. Как и так называемые «сады» - сложные изделия из соломы. Их можно увидеть на выставке. Еще один уникальный предмет традиционной литовской культуры – расписанная деревянная скульптура, рассказывает куратор выставки, заведующая отделом этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики РЭМ Ольга Фишман: "У нас прекрасная коллекция такой скульптуры, единственная в российских музейных собраниях. Ее собирали еще 19 веке собиратели, которые знали, что они делают. Такая скульптура имела огромное значение для религиозной жизни литовцев, такое же как иконы для православной традиции. Мы представляем в бытовой сцене литовского дома образ распятого Христа. Мы показали также уникальный экспонат – образ Девы Марии, стоящей на земном шаре, обвитым змеем. Скульптура одета в ткань – костюм дьякониссы. Видимо, это было приношение какого-то верующего, религиозный обет. Такой экспонат есть только в нашем музее. Широко представлен и образ Святого Георгия, также необычный".
Образ Святого Георгия, который играет большую роль во всех традиционных культурах, представлен и в скульптуре, и в православных иконах. Среди необычных экспонатов также – хлебница из Вологодской области второй половины 19 века с изображением апостолов, формы для пасхальной выпечки в виде рыбы – символа Христа, или петуха, который, по поверьям, возвестил о Воскресении Спасителя. В витринах – праздничная одежда, посуда, детали украшения дома и многое другое, что рассказывает о пасхальных традициях разных народов. Например, можно узнать, почему в русской традиции качание на качелях считалось в пасхальный период обязательным и почему девушки привязывали парням на кнуты разноцветные лоскуты ткани.