15-07-2022
Личные вещи выдающихся музыкальных деятелей представлены на выставке в Музее политической истории
Платье Екатерины Фурцевой, гитара, на которой играли Галич и Высоцкий, тетрадь с черновиками текстов песен Майка Науменко, личные вещи и документы Дмитрия Шостаковича – все это можно увидеть на выставке в Музее политической истории. Экспозиция рассказывает о связи музыкального искусства с государственной политикой и жизнью общества в ХХ веке. Елена Медведева расскажет подробнее.
Подобная выставка организована в музее впервые. И она даже не о музыке, хотя здесь представлены уникальные материалы, касающиеся этого вида искусства, а о том, как в нем отражались те или иные политические события и лозунги, как государство стремилось поставить себе на службу музыку и ее деятелей, как строились взаимоотношения между ними. И не случайно одним из главных героев экспозиции является Шостакович, судьба которого прослеживается с 1920-х годов. Выставка начинается с дореволюционного периода, однако основное внимание уделено советскому времени. Среди экспонатов – личные вещи и документы Василия Соловьева-Седого, Арама Хачатуряна, Юрия Темирканова, Николая Печковского, которому долгое время припоминали жизнь на оккупированной территории во время войны. Выставка рассказывает и о судьбах других известных артистов – от Леонида Утесова и Клавдии Шульженко до Виктора Цоя и Майка Науменко. Зритель увидит официальные постановления, награды артистов, грампластинки, программы, афиши концертов, музыкальные инструменты, ноты, тексты песен, музыкальный «самиздат», рассказывает куратор выставки Александр Смирнов: "У нас есть один экспонат – пластинка на рентгеновском снимке, так называемая, "пластинка на костях", Петра Лещенко. Его запретили в СССР. Но такие пластинки выпускались здесь, в Ленинграде, и можно было их купить на стихийном рынке на Обводном канале. У нас есть пиджак Галича, который нам передала его дочь, платье Фурцевой, которая хоть и была политиком своего времени, но все же является символом оттепели. Представлены уникальные архивные документы, например, о том, как государство следило за Мравинским, справки КГБ о деятельности Ростроповича, письмо Плисецкой Хрущеву, где она просит разрешить ей выезд за границу, записка - донос на фестиваль авторской песни, где выступал Галич. Есть песни заключенных ГУЛАГа". Значимое место на выставке отведено детской музыке, музыкальной культуре народов СССР. Отдельный раздел рассказывает о выдающихся произведениях времен Великой Отечественной войны. После 1953 года из музыкальной сферы исчезли песни о Сталине, строчки с упоминанием его имени, изменился текст гимна. Из лагерей возвращались на эстраду кумиры публики, было "реабилитировано" творчество многих композиторов и исполнителей. А шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 познакомил советских граждан с современной зарубежной музыкой. Посетителям выставки рассказывают и о бардовской песне, и о появлении в СССР рок-музыки, и о создании в 1981 году в Ленинграде рок-клуба. Иллюстрацией к экспозиции звучат гимны, песни эпохи НЭПа, мелодии эпохи оттепели. История электронной музыки представлена терменвоксом, на котором можно создать свой музыкальный опус.